Организатором конференции выступил Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА») — ведущее предприятие России по созданию и производству радиотехнических систем и средств организации и управления воздушным движением.
В мероприятии приняли участие более 70 специалистов аэронавигационной отрасли из России и стран ближнего зарубежья: представители Министерства транспорта РФ, филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП «ГосНИИ «Аэронавигация», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей», ОАО «ВНИИРА» и другие.
В приветственном слове к участникам конференции заместитель Генерального директора ОАО «ВНИИРА» А. Ю. Коршунов отметил: «Сегодня для устойчивого инновационного развития аэронавигационной системы России и её интеграции в мировую аэронавигационную систему необходимо решить задачи по внедрению технологий, связанных с использованием глобальных навигационных спутниковых систем, а также других перспективных технических систем и средств, соответствующих принятой ИКАО концепции CNS/ATM».
Первый день научно-практической конференции был посвящён выступлениям участников с докладами и обсуждению научных и практических проблем, касающихся тенденций, планов внедрения и реализации перспективных технологий наблюдения за воздушным движением, позволяющих существенно повысить безопасность полетов и в разы сократить затраты на управление воздушным движением.
О целях и ходе реализации программы внедрения средств вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) в Российской Федерации в своем докладе рассказал начальник отдела перспективных средств ЕС ОрВД ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» И.В. Алипов.
Начальник управления производственной технологической политики в области продукции гражданского назначения ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» В.П. Иванов посвятил свой доклад вопросам эксплуатации и внедрения современных средств наблюдения в России и за рубежом. Он рассказал о деятельности ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» в области модернизации действующих радиолокационных средств наблюдения за воздушным движением и о разработках новых средств наблюдения, в которых внедряются современная элементная база, твердотельные передающие устройства и цифровая обработка.
Вниманию участников научно-практической конференции были представлены доклады специалистов ОАО «ВНИИРА». Главный Конструктор направления НТЦ «Средства наблюдения вторичной радиолокации» В. В. Шифрин рассказал о перспективных технологиях наблюдения за воздушным движением и их внедрении в продуктовой линейке ОАО «ВНИИРА». Вопросы организации информационного обмена по каналам «борт-земля» и «борт-борт» для реализации технологий АЗН-В и ATSSA и перспективные возможности ЛПД 1090ES были отражены в докладе начальника научно-исследовательского сектора НТЦ «Навигатор» И. Ю. Базарова. Доклад начальника научно-исследовательской лаборатории НТЦ «УВД» А.П. Плясовских был посвящён использованию информации режима S в автоматизированных системах УВД для повышения безопасности воздушного движения.
Кроме того на конференции выступили главный специалист НТЦ «Эпсилон» А. М. Попов с докладом «Базовые принципы работы режима S», и заместитель Генерального директора ОАО «Бортовые аэронавигационные системы» (БАНС) М.И. Каневский с докладом «Технологии обеспечения полетов в условиях сокращенных минимумов горизонтального эшелонирования (RHSM) по турбулентности вихревого следа».
Доклады специалистов вызвали огромный интерес участников конференции и активно обсуждались в последующей дискуссии.
Во второй день конференции её участники посетили посёлок Кобрино в Ленинградской области, где ознакомились с новейшими разработками ОАО «ВНИИРА» в области создания современных средств наблюдения.
Специалисты смогли своими глазами оценить высокий уровень инновационных технологий, реализованных в МВРЛ режима S с функцией расширенного наблюдения в режиме АЗН-В 1090 «Аврора-S» и наземной станции АЗН-В 1090 ES НС-1А, базирующейся на технологии АЗН-В 1090 ES и протоколах режима S.
Двухстандартный МВРЛ режима S с функцией расширенного наблюдения в режиме АЗН-В 1090 «Аврора» — первый в России моноимпульсный вторичный радиолокатор с режимом S. К трем каналам наблюдения МВРЛ «Аврора» (RBS, УВД, АЗН-В 1090 ES) добавлены возможности по стандартному наблюдению в режиме S (координаты: наклонная дальность, азимут, барометрическая высота; код режима А, опознавательный индекс, адрес режима S). МВРЛ режима S с функцией расширенного наблюдения в режиме АЗН-В 1090 «Аврора» успешно прошел сертификационные испытания в декабре 2011 года, получено дополнение номер 3 к сертификату типа номер 532. Радиолокатор полностью соответствует требованиям ICAO Приложение 10, том 4 в части МВРЛ и DO-260A RTCA США – в части АЗН-В 1090 ES. |
Компактная малогабаритная всепогодная наземная станция АЗН-В 1090 ES «НС-1А» обеспечивает наблюдение за воздушными судами, оснащенными оборудованием, реализующим функции автоматического зависимого наблюдения – АЗН-В 1090 ES и передачу данных наблюдения в Центры управления воздушным движением. На наземную станцию АЗН-В 1090 ES НС-1А получен сертификат типа № 559 Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Она может быть использована в качестве одиночной или сдвоенной (резервной) автономной наземной станции АЗН-В 1090 ES, в составе сети НС с независимым контролем целостности информации АЗН-В или в качестве приемной станции многопозиционной системы наблюдения (МПСН). |
Оценив «вживую» уникальные возможности систем наблюдения нового поколения, представители более 10 филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» были впечатлены технологическим уровнем российских разработок, ни в чем не уступающих зарубежным аналогам, и выразили уверенность в том, что ввод таких систем в эксплуатацию в ближайшем будущем позволит повысить безопасность полетов.
Обсудив перспективы развития технологий наблюдения за воздушным движением, участники научно-практической конференции отметили, что подобные мероприятия являются хорошей площадкой для конструктивного диалога и обстоятельного обсуждения по решению конкретных профессиональных задач, стоящих перед отраслью.
Представители ОАО «ВНИИРА» также отметили важность проведения подобных мероприятий, необходимых для эффективного взаимодействия всех участников отрасли, и в дальнейшем планируют их проведение на регулярной основе, в том числе и по другим научным направлениям своей деятельности.
ВНИИРА - это:
| 75 лет успешной работы на благо безопасности воздушного движения;
| 150 образцов радиотехнических систем и комплексов наземной и бортовой радиоаппаратуры;
| 1 300 авторских свидетельств на изобретения и патентов;
| 60 комплектов систем и средств автоматизации УВД, развёрнутые в аэропортах, районных и укрупненных центрах УВД России и других стран;
| средства навигации и посадки, установленные на 100 типах самолётов и вертолётов отечественного производства.