Интенсивное развитие авиации в середине ХХ века вызвало необходимость разработки современных радиотехнических средств навигации, посадки самолётов и управления воздушным движением, что потребовало создания специальной научно-исследовательской базы.
Для решения этих задач Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1529-678 от 10 июля 1946 г. в Ленинграде организуется Научно-исследовательский институт по радионавигационной технике (НИИ-33), впоследствии АО «ВНИИРА».
Институту было поручено возглавить в СССР проведение исследований и создание радионавигационных средств для авиации, систем посадки самолётов и средств для обеспечения регулярного воздушного движения.
К началу 1960-х гг. специалистами ВНИИРА впервые в стране и в мире были разработаны радиолокационные комплексы управления полётами и посадкой самолетов (Глобус-1, Глобус-2), системы ближней навигации (РСБН) в составе наземной и бортовой аппаратуры, которые в кратчайшие сроки внедрялись в производство, системы инструментальной посадки (СП-50), обеспечивающие посадку самолётов всех ведомств.
В тоже время была разработана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд для наведения истребителей войск ПВО. В период создания этой системы был создан ряд новых технологий, которые отрабатывались на опытных образцах и затем передавались вместе с конструкторской документацией на серийные заводы.
В 1962 году специалистами предприятия было разработано первое поколение метеорологических радиолокаторов МРЛ-1 и МРЛ-2, которые серийно производились с 1965 по 1984 г.г., в том числе, было изготовлено МРЛ-1 – 181 комплект, МРЛ-2 – 224 комплекта. Кроме СССР, эти метеорадиолокаторы также были поставлены в 15 стран мира.
В 1972 году был разработан метеорадиолокатор второго поколения – МРЛ-5. С 1975 года было выпущено 240 комплектов МРЛ-5, в том числе, 65 комплектов радиолокатора было поставлено в 14 зарубежных стран.
В 1967 году Ленинградскому научно-исследовательскому институту авиационного оборудования присвоено наименование Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры.
К началу 70-х гг. ВНИИРА осуществил переход от разработки отдельных систем и устройств к созданию комплексных систем ОрВД, навигации и посадки, обеспечивающих высокую надежность и повышенный уровень автоматизации управления полетами.
В середине 1970-х гг. ВНИИРА разработал новое поколение посадочных радиомаяков метрового диапазона длин волн СП-70, а затем СП-75, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO).
В этот же период ВНИИРА создал бортовую аппаратуру инструментальной системы посадки, удовлетворяющую международным стандартам и рекомендациям. Было разработано и внедрено наземное оборудование системы управления приводом и посадкой беспилотных самолётов-разведчиков, включая бортовое оборудование, которое обеспечило навигацию беспилотных летательных аппаратов в радиусе действия радиомаяков системы ближней навигации, выполнение полёта по заданному маршруту и возврат в заданную точку посадки.
На основе научно-технического задела, приобретённого за годы создания средств, систем и комплексов для военной авиации, ВНИИРА была разработана и установлена в 1976 году в аэропорту гражданской авиации «Пулково» Ленинграда первая отечественная автоматизированная система (АС) УВД (шифр «СТАРТ»).
В 1976 году ВНИИРА также разработал и первый тренажер для практической подготовки диспетчерского состава гражданской авиации. Тренажерами «Тренер» были оборудованы все учебные центры СССР, в которых тогда готовили диспетчеров.
В 1977 году за большие заслуги в создании и производстве новой специальной техники Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1977 г. в соответствии с Постановлением Правительства тематика ВНИИРА была расширена, и институт был определён головным предприятием по созданию радиотехнического комплекса (шифр «Вымпел») навигации, посадки, контроля траектории движения и обеспечения безопасности полёта на атмосферном участке движения орбитального корабля «Буран» многоразовой космической системы «Энергия-Буран». 15 ноября 1988 года средствами комплекса «Вымпел» было успешно выполнено обеспечение первого полета и посадки орбитального корабля «Буран».
В 1986 г. во ВНИИРА была разработана АС УВД второго поколения «СПЕКТР», в которой автоматизирована обработка не только радиолокационной информации, но и плановой информации в полном объеме, а также расчет пространственно-временных (4D) траекторий и анализ воздушной обстановки на бесконфликтность (STCA, MSAW). В 90-х и начале 2000-х гг. создан унифицированный ряд (УР) АС УВД «СИНТЕЗ», реализующий наивысший уровень автоматизации, удовлетворяющий рекомендациям EUROCONTROL и обеспечивающий бесстриповую технологию УВД. На сегодняшний день более 40 Центров УВД оснащены средствами УР АС УВД "СИНТЕЗ" в России и за рубежом.
15 апреля 1996 года Постановлением правительства РФ № 453 НИИ радиоаппаратуры присвоено наименование Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры («ВНИИРА»).
С 2009 года ВНИИРА выступает в качестве крупнейшего системного интегратора проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, поставщика оборудования собственной разработки для модернизации более 20 аэродромно-районных и аэроузловых центров УВД в России в городах Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Сочи, Владивосток и других. Данные работы проводятся в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)».
В октябре 2011 года введен в штатную эксплуатацию первый в России Укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения в Хабаровске, оснащенный комплексами средств автоматизации (КСА) УВД «СИНТЕЗ-Р2» и планирования использования воздушного пространства (ПИВП) «СИНТЕЗ-ПИВП ЗЦ/УЦ».
В декабре 2011 года в соответствии с ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009 – 2020)» КСА ПИВП «СИНТЕЗ-ПИВП ЗЦ/УЦ» был внедрен в эксплуатацию в Зональном центре ЕС ОрВД г. Ростов-на-Дону.
В 2011 году специалистами ВНИИРА был завершен масштабный проект по оснащению средствами наблюдения за воздушным пространством (МВРЛ «Аврора») аэронавигационной службы Республики Куба.
Также в соответствии с ФЦП в феврале 2012 года был внедрен в эксплуатацию КСА УВД «СИНТЕЗ-А2» в аэродромном диспетчерском центре г. Владивосток, в мае 2013 года аналогичный комплекс был внедрен в эксплуатацию в аэродромном диспетчерском центре г. Сочи, а в декабре 2020 года – в аэродромном диспетчерском центре г. Липецк.
В 2017 году в соответствии со специальными Распоряжениями Правительства РФ № 1130-р от 27 августа 2007 г. и № 2364-р от 14 декабря 2012 г. введена в эксплуатацию автоматизированная система организации воздушного движения (ОрВД) для Московского центра Единой системы ОрВД, включающая в качестве основных элементов КСА УВД «СИНТЕЗ-АР4» и КСА ПИВП «СИНТЕЗ-ПИВП ЗЦ/УЦ».
Сегодня АО «ВНИИРА» развивает свои компетенции, прежде всего в разработке комплекса систем и средств для организации воздушного движения (ОрВД) в РФ. Обществом выполняется целый ряд разработок, и осуществляются поставки аппаратуры радиотехнических систем и средств военного и двойного назначения, среди них: более 60 комплектов систем и средств автоматизации управления воздушным движением (УВД) для аэропортов и районных центров России и других стран; 150 образцов радиотехнических систем и комплексов наземной и бортовой радиоаппаратуры; 100 типов самолетов и вертолетов отечественного производства, используют бортовую аппаратуру, средства навигации и посадки, разработанные на данном предприятии.
В 2021 году предприятие отмечает 75 лет работы на благо безопасности воздушного движения, продолжает бережно хранить и развивать лучшие традиции института. В настоящее время продукция АО «ВНИИРА» остается востребованной не только в России, но и за рубежом.
VNIIRА es:
| más de 65 años de trabajo exitoso a favor de la seguridad del tráfico aéreo;
| 150 muestras de los esquemas radiotécnicos y los complejos de aparatos de radio terrestres y de a bordo;
| 1 300 patentes y certificados de invenciones;
| 60 juegos de sistemas y medios de automatización UVD instalados en los aeropuertos, centros regionales y locales de UVD de Rusia y otros países;
| medios de navegación y aterrizaje instalados en 100 tipos de aviones y helicópteros de fabricación nacional.